6/12. Пять столпов ислама: пост и паломничество

6/12. Пять столпов ислама: пост и паломничество

6/12. Пять столпов ислама: пост и паломничество

30.09.2018. APCNEWS.RU.    Добрый день, дорогие слушатели! Сегодня мы с вами продолжим разговор о пяти столпах ислама, и нам осталось поговорить о двух столпах — это о посте и о паломничестве. Итак, пост — арабское «ас-саум», тюркское «ураза», более нам знакомое, в месяц рамадан.

Об этом  Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на сайт Magisteria.ru.

Происхождение и ценность поста

«О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как он предписан тем, кто был до вас» (Коран 2:183). Причем пост вменяется мусульманину как особая заслуга, поскольку, в отличие от других актов благочестия, искренность и правильность его соблюдения может оценить только Бог.

Есть такой хадис, святой хадис, то есть в этом хадисе приводится речь самого Бога, в котором сказано так: «Абу Хурайра, да будет доволен им Бог, сообщил, что Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал: «Всевышний Бог рек: Каждое дело человека — его, кроме поста, он — Мой. Пост — это оберег. Кто постится из вас, пусть не бранится в этот день и не гневается. А тому, кто поносит его или ищет ссоры с ним, пусть отвечает: «Я пощусь». Клянусь тем, в чьей руке душа Мухаммада, в день Воскресения дыхание постящегося будет для Бога слаще аромата мускуса. Соблюдающий пост возрадуется дважды: когда завершит свой пост, возрадуется разговению, и, когда предстанет перед своим Господом, возрадуется посту». Вот так оценен в мусульманской традиции пост.

Понятие поста в Коране передается двумя однокоренными существительными — это «саум» и «сийам». Оба слова образованы от глагола, первоначальное значение — «успокоиться». Значение «поститься» глагол, судя по всему, приобрел в мединский период. И сам характер поста, возможно, это мы можем только предполагать, был заимствован первоначально из иудейской практики, поскольку первоначально он был, как утверждают некоторые мусульманские авторы, однодневным и приходился на ашура, десятый день первого месяца лунного года, мухаррам. Причем характер поста (полный отказ в течение суток от еды, питья и чувственных удовольствий) также следовал иудейской практике в День Отпущения – Йом Киппур. Не исключено, впрочем, и влияние христианства. Опять же мы можем об этом говорить чисто предположительно. По крайней мере, в Коране впервые в этом значении слово прилагается к Марии, в 19-й суре: «Милостивому я дала обет поститься [вот здесь употреблено «саум» как раз], потому, мне нельзя сегодня говорить ни с одним человеком» (это 19:27).

Рамадан и праздник разговения

Однако уже на второй год хиджры Мухаммад, все больше и больше осознавая самостоятельность и универсальный характер своей религиозной миссии, меняет сначала ориентацию мусульман во время молитвы на Каабу в Мекке: «Мы видели, как ты обращаешь свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону» (2:144). А затем Мухаммад переносит пост на весь девятый месяц мусульманского календаря, рамадан, и об этом сказано в Коране: «В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различения. Тот из вас, кто застанет этот месяц, должен поститься» (2:185).

Характер воздержания остается прежним, но все запреты распространяются теперь на светлое время суток в течение всего месяца. С наступлением темноты запреты снимаются. Опять же в Коране сказано: «Ешьте и пейте, пока не станет различаться пред вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи» (2:187). Благочестивая традиция предписывает ночью питаться умеренно и только два раза: ифтар (вечернее разговение) и сухур (прием пищи рано утром перед молитвой Фаджра, до наступления рассвета), то есть необходимо второй раз поесть.

Рекомендуется также дополнительная молитва (тарауих). Буквально тарауих — перерыв, отдых, передышка. Называется так потому, что после каждых из четырех ракатов молящиеся сидя отдыхают, как правило, слушая назидания имама. Совершается эта молитва после обязательной ночной молитвы и, в идеале, длится до зари. Молитва тарауих может совершаться как индивидуально, так и коллективно. Рекомендуется также во время поста ночью проводить время в размышлениях и чтении Корана, совершать добрые дела, раздавать милостыню.

Обязательным условием поста является также намерение, о котором мы с вами уже говорили – ниййа, намерение совершить пост. Намерение произносится сердцем и подтверждается языком. Например: «Я намереваюсь завтра или сегодня совершить пост в месяц рамадан ради Всевышнего». Причем, намерение произносится каждую ночь, в промежуток между ночной и утренней молитвой. Нельзя один раз перед постом произнести молитву намерения, нужно каждую ночь в течение рамадана подтверждать свое намерение.

Пост обязателен для всех взрослых мусульман. Освобождаются только те, кто не может соблюдать его по каким-то уважительным обстоятельствам. В том же айате, который я уже цитировал, говорится: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Бог желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185). Какие это обстоятельства, освобождающие от поста: болезни, дальняя поездка, война, плен. Вот они временно освобождают от поста. Освобождаются также престарелые люди, беременные и кормящие женщины. Если это освобождение по временным обстоятельствам, значит, необходимо выдержать пост потом, в удобное время, как-то строго это не оговаривается. Соблюдение поста есть дело прежде всего личного благочестия. Однако открытое пренебрежение, публичное пренебрежение рассматривается как кощунственное преступление и наказывается в соответствии с законами каждой конкретной мусульманской страны.

Мусульманский год лунный и насчитывает, в отличие от солнечного года, только 354 дня, поэтому все его месяцы, дни и праздники являются переходными и могут прийтись на любое время года. У доисламских арабов рамадан был, как это засвидетельствовано в Коране, одним из четырех священных месяцев, и в Мекке существовала традиция посвящать этот месяц благочестивым делам. Рамадан, кстати, — единственный месяц мусульманского календаря, который упоминается в Коране.

На этот священный месяц, согласно преданиям, приходится множество дат, связанных с важнейшими историческими событиями в раннем исламе. Например, 6-го числа празднуется день рождения мученика Хусейна, младшего внука Мухаммада. 10-е рамадана — день смерти Хадиджи, первой жены Мухаммада, которая поддерживала его с первых же дней проповеди. 17-е рамадана — день битвы при Бадре, первой битвы, в которой Мухаммад и его последователи одержали победу над мекканскими язычниками. 19-е рамадана — день взятия мусульманами Мекки в 630 году. 21-е — день мученической кончины Али, четвертого праведного халифа, двоюродного брата и зятя Мухаммада, 22-е — день рождения Али. Ну и 27-го рамадана один из важных мусульманских праздников, Ночь Предопределения, когда Мухаммаду были ниспосланы первые айаты Корана, согласно мусульманской традиции.

Ну и завершается мусульманский пост праздником разговения (арабское Ид уль-Фитр, а тюркское Ураза-байрам, более нам знакомое), который начинается первого числа следующего месяца шавваля. Мусульмане называют его также «малым праздником», поскольку он второй по значимости после праздника жертвоприношения, который знаменует собой окончание паломничества в Мекку. Однако празднуется праздник разговения не менее торжественно и празднуется в течение трех дней.

Об окончании поста раньше извещал либо призыв муэдзина, либо пушечный выстрел, либо барабанная дробь, в соответствии с местными традициями, но сегодня это, конечно, делается через масс-медиа. Разговляться, по традиции, следует, как считают мусульмане, по обычаю пророка, скромно. Сначала это финики и фруктовые соки, затем совершается специальная праздничная общая молитва, как правило, в мечети, но можно и дома, после которой уже следует обильная праздничная трапеза. Обязательна раздача милостыни, посещение родственников, друзей ну и так далее.

Искупительные посты и молитвы

Кроме обязательного поста, ислам поощряет как рекомендуемые, желательные действия, добровольные посты, так же, как добровольные дополнительные молитвы. Таким постом и по сей день остается, например, ашура, 10-е мухаррама. У шиитов это еще и день траура по убиенному Хусейну и 70-ти его сподвижникам.

Это также арафа, девятый день месяца паломничества, в течение которого верующие стоят у подножия холма Арафат около Мекки. Кроме того, предусматриваются искупительные посты за нарушение поста в месяц рамадан по уважительной причине. В Коране зафиксировано несколько искупительных постов, которые были актуальны во времена Мухаммада и какое-то время после него, но сегодня, конечно, они уже не практикуются, эти посты. Например, трехдневным постом, согласно Корану 5:89, можно искупить несоблюденную клятву, а двухмесячный пост — одно из возможных искуплений непредумышленного убийства верующего (4:92) или, что имело место только в раннем исламе, тоже двухмесячный пост — за попытку развестись с женой по языческому обряду (58:4).

Согласно широко распространенному среди мусульман мнению, пост, особенно в месяц рамадан, является наилучшим средством для искупления грехов, совершенных в течение года. Однако мусульманские богословы всегда подчеркивали, что пост — это прежде всего эффективное средство духовной дисциплины. Внешние ограничения, предписанные постом, имеют цель положить в душе человека внутренний предел беспределу его ложного самолюбия ради обретения истинной свободы «на пути Бога, во власти Которого и то, что на небесах, и то, что на земле», как говорится в Коране (42:53).

Хадж – паломничество к Дому

Ну, а теперь о пятом столпе ислама, о паломничестве, хадж, о паломничестве к Каабе, так правильно говорить: не паломничество в Мекку, а паломничество к Каабе. Его должен совершить, это паломничество, хотя бы раз в жизни каждый мусульманин, который способен это сделать физически и материально. Как сказано в Коране, «Обязанность на людях перед Богом — хадж к Дому, на том, кто в состоянии совершить к нему путь» (3:97). Здесь сказано «хадж к Дому». Дом (арабское бейт) — синоним Каабы. Сравните, в том же еврейском языке «байт», этим словом иудеи часто называли Иерусалимский Храм, как место пребывания славы Божией.

Мусульманин, не способный самостоятельно совершить паломничество к Каабе, может послать вместо себя представителя. Согласно хадису, который приводит ал-Бухари, женщина из племени Хасам спросила Мухаммада, может ли она совершить хадж за своего отца, который достиг уже глубокой старости и не в состоянии держаться в седле. Посланник Божий ответил на это утвердительно. Еще одно условие — хадж за единоверца, который не способен его совершить, может сделать только мусульманин, который отправляется в паломничество не в первый раз. В первый раз можно совершать хадж только за себя.

Мусульманин, совершивший хадж, получает звание хаджи и право носить зеленую чалму. Зеленая чалма обычно надевается, когда мусульманин возвращается из хаджа, его встречают родственники, друзья. Встреча эта всегда очень торжественная. Паломничество, а точнее хадж, потому что есть и другие виды паломничества, скажем об этом чуть позже, паломничество совершается в месяц зу-ль-хиджа (это последний месяц лунного года), и оно состоит из ряда обрядов, одним из которых является семикратный обход Каабы.

Кааба

Надо несколько слов сказать о Каабе. Это главная святыня ислама. Она расположена в центре Заповедной мечети (Масджид аль-Харам) и представляет собой каменное здание высотой 15 метров и с основанием 12х10 метров. И в ее юго-восточный угол с внешней стороны, на высоте примерно полутора метров, вделан заключенный в серебряную оправу черный камень (аль-хаджар аль-асвад), который символизирует всемогущество Бога.

В настоящее время он состоит из трех соединенных вместе фрагментов черновато-красного цвета. Дело в том, что в истории этот камень несколько раз похищался. Представители разных направлений в исламе стремились завладеть им, и вот во время одного такого похищения, но это было в первые века ислама, естественно, этот камень раскололся на три части, поэтому его соединили вместе и заключили в серебряную оправу. Видимая площадь поверхности камня сегодня — это примерно 16,5х20 см. Черный камень, согласно уже мусульманским народным легендам, был белым яхонтом рая. Он был дарован Богом Адаму, когда тот, изгнанный из рая, добрался до Мекки. По другим версиям, этот камень был дарован Ною после потопа. А черным он стал позже из-за многочисленных грехов людей.

У Ивана Бунина есть стихотворение, которое так и называется, «Черный камень Каабы», которое отчасти, но довольно вольно отразило эту легенду:

Он драгоценной яшмой был когда-то,
Он был неизреченной белизны —
Как цвет садов блаженного Джинната,
Как горный снег в дни солнца и весны.
Дух Гавриил для старца Авраама
Его нашел среди песков и скал,
И гении хранили двери храма,
Где он жемчужной грудою сверкал.
Но шли века — со всех концов вселенной
К нему неслись молитвы, и рекой
Текли во храм, далекий и священный,
Сердца, обремененные тоской…
Аллах! Аллах! Померк твой дар бесценный —
Померк от слез и горести людской!

Как вы видите, здесь довольно вольно, но более-менее достоверно отражена суть этих народных легенд.

Ну вот, согласно опять же легендам, Адам построил для этого камня первое здание, которое было разрушено во время потопа, поэтому Авраам только восстановил его. В Коране нет никакого указания на Адама, но есть один айат. Если переводить буквально, «Поистине первый дом, который установлен для людей, — тот, который в Бакке, и руководство для миров» (3:96). Бакка, по единодушному мнению комментаторов, — это Мекка. И таким образом, первый молитвенный дом, первый Дом Божий, естественно, связывается с Адамом.

Аврааму Бог повелел восстановить Каабу, и Авраам выполнил это повеление. «И вот Авраам, вместе с Исмаилом, положил основание этому дому» (2:127). И внимание: в следующих трех айатах Авраам возносит Богу молитву, которая связывает его деяния с будущей мусульманской общиной: «Господи наш, призри на нас! Ибо Ты слышащий, знающий. Господи наш! Сделай из нас предавшимися Тебе [муслимина], и наше потомство — общиной, предавшейся Тебе [умматан муслиматан]. Научи нас богослужебным обрядам и будь жалостливым к нам: ибо Ты жалостлив и милосерд. Господи наш! Воздвигни среди нас посланника из них самих, чтобы он читал им знамения Твои, научил их Писанию и мудрости и сделал их чистыми, ибо Ты силен и мудр. Кто отвратится от религии Авраама, кроме того, кто безрассуден в душе своей? Мы избрали его в этом мире, действительно он и в будущей жизни будет в числе праведных». Это Коран 2:128-130.

И далее следуют два очень-очень важных айата: «Сказал Господь Аврааму: «Предайся [аслим]». Он ответил: «Я предался [аслямту] Господу миров». Авраам, а затем Иаков заповедали веру своим сынам: «О сыны мои! Бог предназначил вам эту веру. Не умирайте же непредавшимися [илла ва антум муслимуна]»». Вот в этих двух айатах трижды повторяются производные от глагола «аслама», от того самого глагола, от которого происходит и само слово «ислам» – предание себя Богу. И вот эти айаты, конечно же, ярко раскрывают природу и глубокие связи, соединяющие ислам и Авраама, а главное — миссия, доверенная Мухаммаду, предстает в этих айатах как ответ на молитву библейского патриарха.

Но со временем храм, возведенный единому Богу Авраамом, принципиальным противником язычества, стал языческим капищем. Это и есть, согласно Корану, тахриф, повреждение, которому подвергается истинная вера в силу нравственного несовершенства человека. Поэтому Бог доверяет Мухаммаду миссию восстановления веры в единого Бога, миссию, которая продолжает и завершает дело Авраама.

В айате, который предшествует молитве Авраама о пророке для арабов, говорится: «Мы сделали Дом пристанищем для людей и безопасным местом. Изберите же место Авраама местом молитвы». Обратите внимание: место Авраама (макам Ибрахим). Это 2-я сура, 125-й айат. Один из ритуалов хаджа, он совершается сразу после обхода Каабы— это молитва в два раката у места Авраамова, которое находится рядом с Каабой, в Заповедной мечети. В суфизме это понятие, место Авраамово, приобретает значение, близкое иудейскому и христианскому понятию лона Авраамова. В иудаизме это первоначально обитель мертвых, а позже место, где души праведников наслаждаются покоем и блаженством. Например, формула, которая встречается в четвертой книге Маккавеев: «Авраам, Исаак и Иаков примут нас» (13:17).

В Новом Завете этот образ встречается лишь однажды: «И случилось, что умер нищий, и отнесли его ангелы на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его; и в аду, пребывая в мучениях, поднял он глаза свои и видит издали Авраама и Лазаря на лоне его» (Лк 16:22-23). Однако лоно Авраамово как образ потустороннего места блаженного успокоения умерших праведников и страдальцев получает широкое распространение в христианской иконографии. Это символ защищенности людей, доверившихся Богу под покровительством Авраама, которые интимно соединены с ним, подобно малым детям, либо сидящим на коленях отца (например, мозаика в реймсском и парижском соборах Нотр-Дам), либо укрывшимися у него за пазухой (можно вспомнить фреску Даниила Черного в южном нефе Дмитриевского собора во Владимире). А иногда рядом с Авраамом восседают Исаак и Иаков, на груди которых также изображены маленькие фигурки праведников.

А в Коране о месте в Мекке, где молился Авраам, сказано: «В нем есть ясные знамения: место Авраама, и кто входит в него, тот безопасен (3:97). Кааба во время паломничества всегда покрыта восьмью сшитыми шелковыми полотнищами черного цвета (кисва). Кисва каждый год меняется перед паломничеством. На этих черных полотнищах золотом вышиты коранические стихи, которые касаются Каабы и хаджа.

Вовнутрь ведет только одна-единственная дверь. Она расположена в северо-восточной стене, на высоте 2,5 метров. Во время самого хаджа крыльца нет, оно убирается, внутрь никто не входит. И Каабу окружает мощеная дорожка, по которой паломники совершают ритуальные обходы Каабы.

Хадж и умра

Но сегодня эти обходы совершаются не только во дворе Заповедной мечети. Заповедная мечеть существенно расширена. Есть три яруса, по которым тоже совершается обход. После последней реконструкции Заповедная мечеть способна единовременно вместить ни много ни мало 650-700 тысяч человек. Паломничество бывает двух видов: большое (собственно хадж) и малое (умра), которое представляет собой часть хаджа или совершается отдельно. Отдельно оно может совершаться в любое время года.

Паломники, прибыв в Мекку 7-го числа месяца зу-ль-хиджа, прежде всего должны войти в состояние чистоты (ихрам). С этой целью они совершают ряд очистительных обрядов: подстригают ногти и усы, подстригают или бреют волосы на голове, совершают полное или, если нет возможности, частичное омовение. После этого мужчины надевают специальное одеяние, которое также называется ихрам и состоит из двух кусков белой материи без швов: один оборачивается вокруг бедер, другой набрасывается на плечи. Голова не покрыта. Для женщин обязательно покрывало. Затем паломник совершает молитву в два раката и произносит специальную молитвенную формулу (тальбийа), которая также читается в течение всего хаджа при поклонении всем святыням: «Вот я перед Тобой, Боже! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!»

Затем паломник отправляется в Заповедную мечеть и входит в нее, по возможности, через Врата мира (но сегодня это невозможно, при таком количестве паломников) с правой ноги. Первым делом, но это раньше было, когда паломников было немного, подойдя к черному камню, он целует его или касается рукой и подносит руку к губам, после чего совершается семикратный обход Каабы (таваф). Первые три круга паломник-мужчина совершает быстрыми мелкими шажками (к женщинам это не относится), остальные — медленным шагом. При этом он обращается к Богу с молитвами или читает айаты из Корана. И при каждом круге во дворе мечети, а также на ярусах — это место обозначено специальной полосой, угол черного камня — он на секунду замирает и поворачивается лицом в сторону черного камня.

Завершив обход, паломник совершает молитву в два раката у места Авраама, о чем я уже говорил. Это своего рода камень-стропило, на который, по преданию, вставал Авраам, воздвигая стены Каабы. После чего паломник пьет воду из священного колодца Замзам, который также находится во дворе мечети. Опять же, по преданию (в Коране этого нет), этот колодец открыл, по воле Бога, ангел Гавриил для младенца Исмаила, когда Агарь и Исмаил умирали от жажды.

После этих обрядов мусульманин должен семь раз в быстром темпе (женщины медленно, обычным шагом) пройти между холмами ас-Сафа и аль-Марва — это так называемый «сай», тоже обязательный обряд, — каждый раз поднимаясь на них. Эти холмы однажды упомянуты в Коране: «Воистину, ас-Сафа и аль-Марва — одни из обрядовых знамений Бога. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, Бог — воздающий по заслугам, знающий» (2:158). Сегодня эти две возвышенности, расстояние между которыми 450 метров, находятся в пределах Заповедной мечети. Можете себе представить размеры современной Заповедной мечети.

Почему совершается вот такой семикратный проход? Согласно мусульманской традиции, эти холмы были местом отдыха Адама и Евы, после того, как они воссоединились близ Мекки. В проповедях современных имамов после окончания паломничества, в праздник окончания паломничества, вы можете услышать довольно часто утверждение, что первый хадж совершили Адам и Ева, когда они встретились после изгнания из рая в окрестностях Мекки. Также этот семикратный проход совершается в воспоминание о том, что семь раз между этими холмами прошел Авраам, в знак почитания Бога, после того, как он возвел стены Каабы. Семь раз пробежала между ними Агарь в поисках воды для умирающего Исмаила. Ну вот все эти воспоминания и связаны с этим символическим проходом.

Обрядом прохода между холмами завершается малое паломничество. Тот, кто ограничивается малым паломничеством, выходит из состояния ихрама, а те же, кто намерен продолжить и совершить уже хадж, большое паломничество, повторяют все очистительные обряды и на следующий день отправляются в долину Мина, где совершают полуденную, предвечернюю, ночную и утреннюю молитвы.

И вот после восхода солнца, на 9-е уже число зу-ль-хиджа, паломники отправляются к холму Арафат и после проповеди имама остаются смиренно стоять у горы все светлое время суток, до захода солнца, совершая покаяние, непрерывно читая молитву тальбийа и айаты Корана. Вот это стояние у горы или холма Арафа, стояние, которое называется «вукуф», символически предвосхищает стояние в Судный день всего адамова рода, то есть всего человечества, перед ликом Господним, в ожидании его суда. Вот это и есть кульминация хаджа, его главный обряд. Мусульманин в этот момент, в этот день предстает перед Богом как бы в двух временных планах: здесь и сейчас и в ином, уже эсхатологическом времени.

Побивание камнями сатаны и жертвоприношение

Завершив вукуф, паломники отправляются в долину Муздалифа, где ночуют, а с рассветом, захватив с собой семь камешков, возвращаются в долину Мина, чтобы бросить эти камешки в последний из трех столбов, которые там находятся. Этот последний столб символизирует Иблиса, дьявола, который не раз пытался воспрепятствовать миссиям Авраама и Мухаммада. Это обряд побивания камнями сатаны. Ну при крещении в христианстве существует тоже формула отречения от сатаны, когда священник спрашивает воспреемников: «Отрекаешься ли ты от сатаны?». К сожалению, несмотря на то, что саудовские власти принимают все средства для охраны паломников, во время этого обряда, когда экзальтация верующих достигает уже, так сказать, предела, и по сей день случается много жертв, просто от давки.

И уже после этого ритуала, побивания сатаны камнями, происходит заклание жертвенных животных, купленных тут же в долине Мина у торговцев. Жертвенное животное – это не обязательно баран, это может быть бык или верблюд. Две трети мяса отдаются в пользу нуждающихся. Жертвоприношение животных совершается в воспоминание о готовности Авраама по велению Бога принести в жертву своего кроткого сына, как говорится в Коране. В Коране имя сына не названо, но сегодня мусульманские авторы, как правило, указывают на Исмаила. Однако, если мы обратимся к авторитетным классическим комментариям, например, комментарию ат-Табари (X век), один из наиболее авторитетных мусульманских комментаторов, или к «Тафсиру аль-Джалалайн» (тафсир — комментарий «двух Джалалов», это XV век), то мы обнаружим, что они называют все-таки Исаака.

А в Коране эта история рассказана так: «И Мы обрадовали его вестью о кротком сыне. Когда он пришел в состояние трудиться вместе с ним, тогда он сказал: «Сын мой [он — это Авраам] сын мой! Я видел во сне, что приношу тебя в жертву; рассуди, и скажи, что ты об этом думаешь». Он сказал: «Батюшка, делай что повелено тебе; ты увидишь, что я, если угодно Богу, буду терпеливо покорен». Когда они оба с покорностью предались Богу, и когда он положил его на землю ниц лицом, тогда Мы возгласили ему: «Авраам! Ты оправдал сновидение! Так награждаем Мы добродетельных». Поистине, это было явное искушение. Мы искупили его великой жертвой. Мир Аврааму!» (это 37:101-109). Вот в символе отмененного жертвоприношения сокрыт и еще один смысл: подлинная жертва Богу — это богобоязненность из сердца сокрушенного.

Как сказано в Коране, «Ни мясо, ни кровь их не достигают Бога. Достигает Его лишь ваша богобоязненность» (это 22:37). Ну, можно вспомнить библейское: «Не хочешь ты, чтобы я жертву принес. Всесожжение неугодно тебе. Жертва Богу — сокрушенный дух, сокрушенного сердца не отвергнет Бог» (Пс. 50:18-19). Согласно мусульманским толкованиям этого события, Бог подвергает нас тяжелым испытаниям, но в конечном счете всегда избавляет от них. Мы не понимаем смысла тех испытаний, через которые проходим. Человеку не под силу понять природу зла. Единственное, что ему доступно, — это принять эти испытания в доверии к своему Творцу, даже в том случае, если разум наш отказывается понимать и возмущается.

После жертвоприношения паломники, в очередной раз обрив голову или обрезав прядь волос, — да, женщин это тоже не касается, женщины просто подстригают волосы на длину фаланги указательного пальца — после этого все паломники направляются в Мекку для совершения последнего, однократного обхода Каабы, и вот после этого обхода хадж считается завершенным. Однако все паломники после этого отправляются в лучезарную Медину (это 450 километров севернее Мекки), чтобы посетить Мечеть Пророка и поклониться его могиле, которая там находится.

Праздники и памятные дни

Паломничество в Мекку ежегодно собирает мусульман всего мира. В наши дни хадж собирает ни много ни мало от 2,5 до 3 миллионов паломников. И вот это собрание всех мусульман из всех уголков мира символизирует прежде всего равенство всех мусульман и единство мусульманской общины, которая, в идеале, не признает ни национальных, ни культурных различий.

После окончания паломничества для мусульман всего мира с общей молитвы в мечети начинается длящийся тоже три дня главный мусульманский праздник Ид-аль-Адха, или в тюркских языках Курбан-байрам — праздник жертвоприношения, поскольку в последний день хаджа паломники приносят в жертву домашний скот. Строго говоря, в исламе только два религиозных праздника: окончание хаджа (главный праздник) и окончание поста.

Но мусульмане празднуют и другие памятные для них дни: Мухаррам (первое число первого месяца лунного года) — этот праздник установлен в память о хиджре, переселении Мухаммада в Медину; Мавлид ан-Наби — день рождения пророка Мухаммада, возник этот праздник довольно поздно, только в XII веке; Аль-Исра ва-ль Мирадж — праздник в воспоминание о чудесном перенесении Мухаммада из Мекки в Иерусалим и оттуда к небесному престолу Бога; ну и Лейлат-аль-Кадр — Ночь Предопределения, или Ночь Могущества, 27-е рамадана, когда был впервые ниспослан Коран, эту ночь у мусульман принято проводить в мечети за чтением Корана.

Ну и в заключение мне бы хотелось сказать, что в Коране утверждается не какая-то отвлеченная, чисто теоретическая вера в единого всемогущего Бога. Как в иудаизме и христианстве, так и в исламе Бог есть прежде всего живой Бог, праведный, милосердый и святой, Бог, говорящий людям, ждущий от них ответа не только в исповедании веры, но и в угодных Ему делах. И Мухаммад никогда в своих проповедях не отделял веру от дел веры. Другими словами, религиозное и этическое начала нераздельны в Коране, который со всей определенностью утверждает нравственный характер божественной природы. И заповеди, которые Бог дает своим верующим, имеют прежде всего нравственный характер: «Он не уверовал в Бога великого — не позаботился о пище бедного» (69-я сура). Или: «Он [человек] говорит: «Господь мой унижает меня!» Так нет! Сами вы не почитаете сироту, вы не делитесь пищей с нищим. Пожираете вы наследства, пожирая их жадно, Любите вы богатство, любя его страстно» (89:16-21). «Верующим, делающим доброе, совершающим молитвы, творящим милостыню, — им награда от Господа их, нет страха над ними, не будут они в печали» (2:277). Или: «Знаешь ли ты, что есть горний путь? — Отпустить раба на волю, или накормить в дни голода сироту ближнего, или бедняка оскудевшего» (90:12-16). То есть в Коране все-таки Бог предстает прежде всего как милосердный, справедливый, благой, и этих же качеств Он ждет от человека. «Кто лучше словом, как не тот, кто призывает Бога, делает добро и говорит: «Подлинно, я из предавшихся [мин-аль-муслимин]» (Коран 41:33).

Материалы
  • Ибн Хаджар аль-‘Аскалани. Булуг аль-марам. Достижение цели. М.: УММА, 2011.
  • Мусульманину об исламе. Обряды и молитвы. М.: Iman, 1993.
  • Мухаммад Насируддин аль-Албани. Хадж пророка. Обряды хаджа и умры. М.: UMMAH, 2007.
  • Ханников А. А. Хадж в Мекку. М.: «Мельников И.В.», 2012.
  • Энциклопедия намаза. М.: Библиотека «Рисалат», 2011.